- Рейнолдс
- , Джошуа (Reynolds, Joshua) 1723, Плимптон, Девоншир — 1792, Лондон. Английский живописец, теоретик искусства и художественный деятель. Крупнейший портретист XVIII в., один из наиболее значительных мастеров в истории английского искусства. Родился в семье священника англиканской церкви, бывшего также директором классической школы и впоследствии членом попечительского совета Баллиол-колледжа в Оксфорде. В распоряжении будущего художника была большая библиотека, включавшая книги по теории живописи. В 1740, исполненный самых возвышенных идей, он отправился в Лондон, будучи уверенным, что никогда не станет заниматься столь низким жанром, как портрет. Однако его учителем оказался известный в то время портретист. Т. Хадсон. У него Рейнолдс провел три года и еще до окончания обучения начал свою художественную деятельность, которую продолжил в Девоншире в качестве местного портретиста. Ранний стиль мастера сложился под воздействием отчасти Ван Дейка, но главным образом Рембрандта, влияние которого особенно сильно чувствуется в Автопортрете (ок. 1747, Лондон, Нац. портретная галерея). Уже в этом холсте проявились композиционный дар живописца, интерес к эффектам освещения, стремление преодолеть внешнюю и внутреннюю статику образа, элементы драматургии, понуждающие зрителя домысливать сюжетную сторону портрета. В 1749 Рейнолдс уезжает в Европу. Два года живет в Риме (1750—1752), изучая античность и наследие великих мастеров Возрождения. Проводит три важных для него месяца в Венеции, посещает Флоренцию, Болонью, Парму. Совершенствуя свою кисть, сделал множество набросков и этюдов маслом, пытаясь проникнуть в секреты построения формы у Микеланджело и Рафаэля, открыть тайну светоносной живописи венецианцев, в особенности Тициана. Возможно, уже тогда зародилось стремление художника к сочетанию особенностей английской национальной школы живописи с высокой классической традицией Италии. В 1753 обосновался в Лондоне. Слава пришла к нему очень быстро. Уже Портрет коммодора Кеппела (1753—1754, Гринвич, Нац. морской музей), на корабле которого он отплыл в свое время в Италию, принес первый успех. К 1760-м мастер оставил позади всех своих соперников, включая Ремзи, и стал самым знаменитым лондонским портретистом. Его произведения оценивались в два раза дороже, чем Гейнсборо. Наследие, оставленное Рейнолдсом, огромно. Имея большое количество заказов, он вынужден был прибегать к услугам помощников при написании драпировок. Но именно благодаря творческой энергии и работоспособности мастера была создана целая "галерея без стен", донесшая до нас облик, характер и вкусы английского общества XVIII в. Его моделями были крупные аристократы, государственные и политические деятели, военные, поэты, актеры, ученые. Он сам входил в круг интеллектуальной элиты своего времени, был дружен с видными членами партии вигов, художественным критиком и автором Словаря английского языка С. Джонсоном, писателями О. Голдсмитом и Л. Стерном, актером Д. Гарриком. Благодаря учености и проповедуемому культу знания он сумел повысить социальный статус художника и утвердить престижность занятия искусством подобно науке и философии, хотя сам он был человеком нелегким, обладая деятельной самолюбивой натурой, слыл большим снобом, не терпел соперников и был снисходителен к ним только после их смерти. В 1760-е Рейнолдс являлся активным участником выставок Общества художников, а в 1768 стал одним из членов-учредителей Королевской академии художеств и первым ее президентом. В 1764 был в числе членов-учредителей Литературного клуба. В 1769 удостоен рыцарского звания, и следующие 20 лет авторитет его непререкаем. Он публиковал статьи в журнале Idler (1759—1760). Речи (1769—1790), произносимые им ежегодно на торжественном акте в Академии, также были изданы впоследствии (1798). Прозвучавшие в них идеи разрабатывались в отдельности и ранее, начиная с эпохи Возрождения, но, собранные воедино, они стали классическим выражением академической доктрины "большого стиля" (Grand Manner). Рациональная в своей основе, она противостояла нарождающемуся романтизму с его приоритетом чувства и эмоции. Рейнолдс рассматривал вкус с позиций неоклассицистической традиции как способность различать истинное и ложное, считая наиболее важным в его верном формировании обращение к разуму и философии. Основным критерием вкуса является подражание природе. Под этим Рейнолдс подразумевал обобщенную природу, этос. Целью искусства ему представлялось моральное совершенствование человека. Следовало вдохновляться благородными и возвышенными темами, избегая низкого (в этом, помимо прочего, заключалась скрытая полемика с Хогартом), и придерживаться твердых правил искусства (тезис, вызывавший яростные возражения Блейка). Рейнолдс считал, что после Микеланджело искусство постепенно деградировало. Не отвергая свободы индивидуальной манеры художника, он полагал необходимым в качестве примера всегда иметь в виду великие творения. Одно из главных значений Речей состоит в том, что они легли в основу системы академического художественного образования. Практика же самого Рейнолдса в известной мере противоречила изложенной доктрине. Его искусство отличалось редким творческим разнообразием. В лучших своих произведениях он умел сочетать достоинство и величие "большого стиля" с неподдельным чувством, глубоким психологизмом, достигая простоты, проникновенности и живописной свободы. В истории живописи мало художников, которые могли бы в своих портретах с такой силой передать концентрацию чувств и интеллекта. Обладая чувством реальной формы, он с точностью отбирал предметное окружение моделей, раскрывающее образ или заложенную в портрете идею. В более общем плане в его творчестве можно выделить два типа портрета. Один связан со стремлением "поднять" портретное искусство посредством классических образцов и ассоциаций. Такого рода композиции, иногда наделенные большой долей помпезности, дополняются аллегорическими персонажами и деталями, чаще всего взятыми из античной мифологии и искусства. В их окружении дается идеализированный образ модели, порой представленной также в облике античного божества. Примером могут служить композиция Три Грации, украшающие гирляндами герму Гименея (Портрет сестер Монтгомери, 1774, Лондон, галерея Тейт) или знаменитый Портрет Сары Сиддонс (1783—1784, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), являющийся квинтэссенцией этой линии его живописи. Великая актриса изображена в облике музы Трагедии, восседающей на вознесенном на облаке троне. Ее сопровождают аллегорические персонажи, символизирующие Отчаяние и Милосердие (по другой трактовке, Злодеяние и Раскаяние). Театральность, которую иногда придают произведениям Рейнолдса элементы "большого стиля", в данном случае имеет внутреннюю логику и соответствует избранной модели. Другой тип портрета — обычно это изображения хорошо знакомых художнику людей — в большей мере интимный, лишенный помпезных атрибутов, психологически насыщенный и тонкий. В детских и женских образах больше лиризма и непосредственности, в мужских дается намек на род занятий, подчеркивается сила ума и характера. К этому типу относится одна из вершин искусства мастера — Портрет Нелли О’Брайен (1763, Лондон, собрание Уоллес), пленяющий открытостью чувства и глубиной человеческого обаяния модели, воплощенных в прекрасной живописной форме. Фигура сидящей молодой женщины, написанная в саду, пронизана солнечным светом. Богатство и красота рефлексов, особенно золотисто-розовой гаммы, придают живую телесность и трепетность изображению и как бы предвещают более позднюю пленэрную живопись. Хотя в академической доктрине уделено больше внимания классической линии и пластической форме и большинству композиций Рейнолдса действительно свойственны чистота и ясность рисунка, сам мастер — замечательный колорист. Порой он бывал даже бравурным, оперируя полнокровными формами, в которых жили отзвуки барочной живописи. К сожалению, эксперименты с пигментами, особенно увлечение битумом, использовавшимся мастером в подмалевках, сильно разрушило красочный слой на многих его полотнах. Рейнолдс часто строил композиции своих холстов с большой выдумкой, проявляя разнообразие и оригинальность в подходе к моделям. Он не боялся вводить в портреты черты жанровости, объединяющие персонажей в групповых изображениях общим действием (Портрет сестер Уолдгрейв, 1780, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). В 1781 художник посетил Голландию и Фландрию, где проявил интерес к искусству Рубенса. Воздействие великого фламандца ощущается в двух полотнах, написанных Рейнолдсом по заказам Екатерины II и князя Потемкина (Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой, 1786— 1788; Воздержанность Сципиона Африканского, 1788—1789, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1784 стал, наконец, главным художником короля Георга III, хотя между ними никогда не было тесных отношений из-за политической оппозиционности Рейнолдса, его связей с вигами. В последние годы творчества мастер пробовал силы в исторической живописи, не связанной с классицистическими сюжетами (Макбет и ведьмы, 1789, Петуорт, Сассекс, собрание лорда Эгремонта). За три года до смерти мастер вынужден был оставить работу из-за слепоты. После кончины ему были отданы почести как человеку, составлявшему национальную гордость Великобритании. Похоронен в соборе Св. Павла в Лондоне. Другие произведения: Портрет С. Джонсона (ок. 1756), Портрет Л. Стерна (1760, оба — Лондон, Нац. портретная галерея), Портрет графини Спенсер с дочерью (1760—1761, Олторп, собрание графа Спенсера), Портрет У. Гастингса (1766— 1768), Портрет Д. Гаррика с женой (1772—1773, оба — Лондон, Нац. портретная галерея), Автопортрет (ок. 1773), Портрет сэра Дж. Бенкса (1773, оба — Лондон, Королевская академия художеств), Портрет Джен, графини Харрингтон (1777—1779, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), Портрет адмирала Кеппела (1780, Лондон, галерея Тейт), Портрет леди Лавинии Спенсер (1782, Олторп, собрание графа Спенсера), Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской с ребенком (1786, Чатсуорт, собрание герцога Девонширского), Портрет лорда Хитфилда (1787—1788, Лондон, Нац. галерея), Невинный возраст (1788, Лондон, галерея Тейт).Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Reynolds J. The Discourses. London, 1905; Graves A. and van Cronin W. A History of the Works of Sir Joshua Reynolds. Vol. 1—4. London, 1899—1901; Waterhouse E. K. Reynolds. London, 1973.Т. Воронина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.